Хома Брут главный герой повести «Вий»

Фантастическое как категория поэтики литературного произведения 1. Поэтика фантастического в повестях Н. Гоголь появился в русской литературе тогда, когда романтическая и таинственная повесть становились необыкновенно модными и популярными: Гофмана, рассказывались различные устрашающие истории о ведьмах и колдунах, о мертвецах, которые встают из могил. Несмотря на то, что Гоголь был глубоко верующим человеком и происходил из богобоязненной семьи, он не был чужд мистики, в нем было сильно чувство интерфенального. А увлечение фантастическим и невероятным неизбежно ведет художника в область тьмы, потусторонних сил, необъяснимого, ирреального, в область ужаса во всей полноте его художественного выражения. Несмотря на огромное количество исследований, монографий, научных статей и диссертаций, посвященных творчеству Н. Гоголя в целом и поэтике фантастического в его произведениях, интерес к писателю в настоящее время не угасает, так как те вопросы, проблемы и противоречия, которые интересовали Гоголя, являются неразрешимыми и по сей день. Предметом исследования в данной работе явилось фантастическое в структуре и семантике повестей Н. Объект исследования — художественное выражение фантастического в повестях Н.

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вий» (7класс, 2 часа)

Гоголь и современная культура: Из истории интерпретаций Впервые опубликовано: Внимание читателей традиционно сосредотачивалось на двух сторонах содержания этой повести: Позднее на эти же стороны обратил внимание В.

и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что еще от героя гоголевского «Вия» Хомы Брута, который знал о «Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских.

Хома Брут несёт на себе ведьму. Картины природы идиллически-мирной перемешаны здесь у Гоголя с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги. Красавица-панночка, дочь сотника, обладает способностью оборачиваться в собаку и в старуху; она пьет кровь у людей, особенно у детей; она носится на плечах у тех парней, которые ей нравятся, и замучивает их. Про неё много страшных историй знают дворовые её отца.

Пристрастие романтиков к пользованию волшебными мотивами народного творчества было присуще и Гоголю. Ему достаточно было намека для того, чтобы его собственное воображение легко и свободно начинало творить в этой области. Гоголь тяготел к этому миру фантазии и потусторонней жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он сам не чужд был мистицизма[2].

Вот почему все то ужасное, что творилось по ночам в церкви, около гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что производит впечатление кошмара, горячечной галлюцинации. Это опять какая-то галлюцинация, — рассказ о своем, когда-то виденном, сне. Учеников там жестоко драли, держали впроголодь, и ученики, в свою очередь, занимались больше всего избиением друг друга, да заботой о собственною пропитании.

Развлечения там были грубы и суровы. Этот юноша представляет собою образ, в котором собрано иного типичный чисто-малороссийских народных черт.

Ученик 77 , на голосовании 5 месяцев назад Оракул 5 месяцев назад В образе Хомы Брута выступает человек из народа, крепко привязанный к жизни, любящий ее простые радости — сытный обед, горилку, женщин и, прежде всего, свою независимость. В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. Любил очень лежать и курить люльку.

тическое/внутреннее видение Хомы Брута в полете). .. безбрачие и бездетность тетушки и страх перед женитьбой ее племянника."Двуполость" пит к делу сему с дерзновением и почитает оное доступ ным для всякого ума.

История эта, поведанная миру гениальным писателем, явно своими корнями происходит из самых сокровенных толщ народного самосознания и потому она, обязательно, должна была быть наполнена глубинной символикой, раскрывающей подлинное мироощущение и само восприятие, какое только возможно было б дать по своей полноте и самого писателя и народа его породившего. И об этой символической стороне данного произведения мне и хотелось бы поговорить.

Но как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Болезни и недомогания последних дней, выбили меня немного из седла моего творчества, так что творения мои пока остаются почти без движения, а уж о новых дерзаниях вроде и смысла говорить нет. Но тут вчера просматривая сайт проза. Данный труд осуществил житель Новосибирска Ержан Урманбаев-Габдуллин, статья у него получилась небольшая, но с претензией на открытие.

В данной своей заметке автор замахнулся не много не мало на открытие некого потаенного сакрального смысла, который втайне вложил в свою историю великий Гоголь.

Своеобразие фантастики в повести Вий - реферат

Образы западной и славянской мифологии в повести Н. Два мира Хомы Брута 1. Вий - тайна рока, ежечасно проявляющая себя в обыденном 2.

И — дерзновенно улыбнувшись — первым Взойти на твой костер». . Марина воодушевляется, но не без некоторого страха входит. .. священника — а в церкви чувствую себя нечистым духом, или Хомой Брутом: жуть порчи, риз.

Статья посвящена образу Вия в одноименной повести Н. Гоголя и рассматривает заглавный персонаж как отражение экзистенциального страха смерти, а также уделяет внимание преодолению этого страха и эмоциональному катарсису, что сближает произведение с мифологическим рассказом. . Образ Вия в повести Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов.

Вопросы литературы и эстетики. Русская фантастика века:

Повесть Н. В. Гоголя «Вий»: Из истории интерпретаций

Фантастическое и реальное в повести Н. Три дня и три ночи Хомы Брута……………………………………………. Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения.

рый успел начертить Хома Брут в церкви, защищаясь этой границей от отпеваемой им Hate-evil, Fear-not, Hope-for, Love-well, Do-well, Die-well, Fare-well; .. конкретны и их значение так глубоко дерзновенно, что я понял: для.

Эта раздвоённость бытия героя повести отражала раздвоённость человеческого сознания, формирующегося в условиях неустроенности и трагизма современной действительности. Примечательным для нового этапа гоголевского творчества явился образ философа Хомы. Вся фантастическая история с панночкой-ведьмой просвечена характерной гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести кажется несколько приглушённой.

Но она тем не менее явственно проглядывает. Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей.

Журнал «Фило»

Урок внеклассного чтения по повести Н. На смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. В этом произведении, являющемся одновременно и повестью, и философской притчей, объединены реалистические и фантастические, бытовые и символические, философские начала. Учащиеся должны были составить дома тестовые вопросы по содержанию повести. Найдите, как автор описывает панночку в эпизодах трех ночей.

Ефимова Е. С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Лит. в шк. - - № 1. - С. Иваницкий А. И. Текст и подтекст: (Смысловые уровни"Повести о.

Тамбовский государственный университет имени Г. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Самарского государственного педагогического университета по адресу: Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент О. Современная литературоведческая наука располагает огромным количеством работ, посвященных Н.

Гоголю, что свидетельствует о неугасающем интересе к творческому наследию этого необычного художника, принадлежащего к тем писателям, творчество которых скрывало много тайн и загадок, возбуждающих воображение, вызывающих споры, никого не оставляющих равнодушными. Гоголевская поэтика содержит в себе множество элементов, которые ещё требуют своего научного объяснения.

К их числу, несомненно, следует отнести трагическое и ужасное. В последнее время в научной литературе о Гоголе всё более интенсивно разрабатывается религиозно-философская сторона его мировоззрения и творчества, что нашло отражение в работах В. Обращение к религиозно-философской направленности литературоведческой мысли открывает перед исследователями много нерешённых проблем, одной из которых является проблема художественного выражения трагического и ужасного в творчестве Н.

Гоголя, которая ещё не была достаточно подробно рассмотрена в литературе о писателе, поскольку исследователи касались этой темы в основном частично, в связи с общей характеристикой творчества и мировоззрения художника. Осмысление ужасного как своеобразной художественной стихии, свойственной многим произведениям Н. Гоголя, находим уже у А.

Статья о повести НВ Гоголя"Вий" (Страх и дерзновение Хомы Брута) (7-8 классы)

В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал трепака. Любитель горилки, охотник покутить, даже в страстной четверг захаживающий на свидание к булочнице, — Хома попадает во власть таинственной демонической силы, становится жертвой необузданной страсти порочной панночки.

Этот мотив оттенен и историей парубка Миколы, очарованного и соблазненного красотой панночки и в конце концов превращенного ею в золу.

одержимых ими, в страхе перед Сыном Человеческим, на зывали Его по имени метею, должен стать жертвой своего дерзновения: его вдох новение будет вого палача, как ведьма на Хому Брута. Он слышал угро жающие.

Картины природы идиллически-мирной перемешаны здесь у Гоголя с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги. Красавица-панночка, дочь сотника, обладает способностью оборачиваться в собаку и в старуху; она пьет кровь у людей, особенно у детей; она носится на плечах у тех парней, которые ей нравятся, и замучивает их. Про неё много страшных историй знают дворовые её отца. Пристрастие романтиков к пользованию волшебными мотивами народного творчества было присуще и Гоголю. Ему достаточно было намека для того, чтобы его собственное воображение легко и свободно начинало творить в этой области.

Гоголь тяготел к этому миру фантазии и потусторонней жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он сам не чужд был мистицизма [2]. Вот почему все то ужасное, что творилось по ночам в церкви, около гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что производит впечатление кошмара, горячечной галлюцинации.

Хома Брут несёт на себе ведьму. Это опять какая-то галлюцинация, — рассказ о своем, когда-то виденном, сне. Учеников там жестоко драли, держали впроголодь, и ученики, в свою очередь, занимались больше всего избиением друг друга, да заботой о собственною пропитании. Развлечения там были грубы и суровы. Этот юноша представляет собою образ, в котором собрано иного типичный чисто-малороссийских народных черт.

Анализ характера Хомы показывает человека, до преизбытка наделенного душевным равнодушием, которое окрашивалось порою юмором, порою — просто флегмой и ленью.

Своеобразие фантастики в повести Вий

Наоборот, будучи глубоко верующим человеком, Гоголь не носил никакого амулета или ладанки и всегда сознательно сопротивлялся любым проявлениям мистицизма, в том числе и религиозного. В письме к матери о духовном воспитании одиннадцатилетней сестры Елизаветы Гоголь настойчиво просил: Там для дитяти тоже все непонятно: Гоголь вновь напомнит матери: Когда он находился в Италии, до него дошли слухи, что его подозревают в увлечении мистическо-религиозной практикой Католической церкви.

Ефимова Е.С. Страх и дерзновение Хомы Брута // Литература в школе. . № 1. Иваницки Архетипы Гоголя // Литературные архетипы и.

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто — постоянные спутники человеческого бытия — вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого — одиночество, страх, отчаяние и дерзновение.

Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении. Именно гибельный Хаос ночного мира, со всеми порожденными им красотами и чудовищами, изображается Гоголем как то высшее, непостижимое, совершенное, что пробуждает в герое дремлющие эстетические и религиозные чувства. Итак, мифологический Хаос, изначальная мировая бездна, пустота, Ничто, вечная смерть и вечная жизнь. Понятия, антонимичные в дневном обыденном мире, являются синонимами в мире Хаоса — счастье и горе, жизнь и смерть, красота и уродство в бездне Хаоса слиты воедино.

Все, что в земном мире находится в вечном становлении, стремится и никогда не достигает совершенства, в ночном мире обретает завершенность. Здесь красота — это абсолютная красота, и уродство — абсолютное уродство, и все это слито в одном образе, в одном существе. Даже сама женская суть дается то в мужском, то в женском роде. Хома Брут принадлежит двум мирам.

А.Кротов"Вий" (25 апреля 2015г.). Дуэт Петровны и Явтуха.